Известный американский политтехнолог Дик Морис сказал: "идеи важнее денег". Это фраза совершенно верна для развития городов. Никакие инвестиции и бюджетные вливания не заменят идеи. Тем более не заменить идей политическими трюками, о чем уместно помнить, выбирая нового мэра Новосибирска.
Каждый крупный и значимый город всегда развивался благодаря некоторой идее, определенному замыслу, который прямо или косвенно воплощался в жизнь. Москва стала столицей России, реализуя идею объединения русских земель для борьбы за независимость Руси против Орды. А затем власть Москвы обрела сакральный характер благодаря идее "Москва – Третий Рим". Возникновение Санкт-Петербурга было связано с идеей "прорубания окна в Европу", превращения России в сильную европейскую державу, с выходом на европейскую политическую сцену. Свои идеи были и у крупных, значимых российских городов. Порой они отражались в самом их названии. Например, Владикавказ или Владивосток.
Новониколаевск (а затем Новосибирск) в этом плане не был исключением. Он возник как один из ключевых городов на великом железнодорожном пути, соединившем европейскую Россию и Тихий океан. Не случайно он стал носить имя Российского Императора Николая II. Императоры Александр III и его сын Николай II стали воплощать важнейшую для будущего страны идею – пробуждение к экономической, социальной, культурной жизни огромных пространств Сибири и Дальнего Востока.
В советское время этот процесс получил продолжение. Данное нашему городу в 1926 году новое имя Ново-Сибирск (именно таким первоначально было его написание) отражало масштаб задачи – создание нового облика Сибири. Фантастически быстрый рост Новосибирска можно объяснить ускоренной индустриализацией, войной, которая привела к перемещению на восток страны заводов, институтов, научных учреждений, квалифицированных кадров, еще рядом факторов. Но также стоит признать, что кроме всего этого, бурное развитие Новосибирска объясняется и воплощением в жизнь определенной идеи, которая, как это было и с рядом других российских городов, официально не оформлялась и документально не фиксировалась, но реально существовала. Это была идея создания сибирской столицы, нового центра развития страны на востоке, "во глубине сибирских руд". В силу этого не закреплённый на официальном уровне статус "столицы Сибири" в советское время никем у Новосибирска не оспаривался.
Оспариваться этот статус стал только в последнее время, причем виной этому не столько конкуренция других сибирских городов, сколько постепенная "провинциализация" самого Новосибирска. Руководителей города начали интересовать исключительно бытовые проблемы, они перестали мыслить стратегически. Основной "идеей" сделалась мысль: "Лишь бы не было аварий", а главной стратегией: "Нам бы ночь простоять, да день продержаться". Но такие идеи и такая стратегия не могут вдохновлять город на новое развитие. Для преодоления застоя нашему городу нужны новые прорывные идеи.
Нельзя сказать, что в постсоветский период никаких идей, связанных с перспективами развития Новосибирска, вообще не высказывалось. Новосибирск предлагали развивать как транспортно-логистический, торгово-развлекательный центр. Почему, на наш взгляд, все эти проекты в должной мере не сработали и не сработают? Все они исходили и исходят из "торгово-посреднического мышления", которое в целом свойственно современным "эффективным менеджерам". Но идея развития Новосибирска, его прорыва в новое качественное состояние не может быть осуществлена проектами, в рамках которых наш город должен кого-то обслуживать, развлекать, служить перевалочным пунктом, удобным проходным двором. Если делать на это ставку, то результат будет соответствующий.
Кто назначает себя в обслугу, будет жить как обслуга. Новосибирск сам должен стать центром развития и такое развитие может обеспечить только ставка на самые передовые технологии, науку, высококвалифицированные кадры. Будущее Новосибирска нужно искать не в торгово-посреднической деятельности, а в науке, технологиях, самом современном производстве. Мало какой город в России имеет для этого потенциал, сравнимый с тем, каким обладает Новосибирск.
Более того, Новосибирск уже становится центром возрождающегося высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. Не обо всём из этого можно говорить, но данный процесс активно идёт, в частности, об этом можно прочитать в журнале "Власть" № 8 за 2012 год. В нём опубликована подборка статей новосибирских учёных, директоров новосибирских заводов, организаторов производств, в которых рассказывается о ряде передовых или даже прорывных технологий оборонного или двойного назначения. Это и наработки в области гиперзвуковых летательных аппаратов, керамической брони, новых средств борьбы с терроризмом и ряда других направлений из тех, о которых уже можно говорить в открытой печати. Но развития военно-промышленного комплекса в современных условиях недостаточно, чтобы обеспечить качественный перелом в развитии большого мегаполиса, этого может хватить для развития таких городов как Тула или Воткинск, но этого мало для Новосибирска. Для такого крупного города необходимы большие гражданские проекты. И эти проекты наш город способен сформулировать и реализовать.
Новосибирск сохранил свой научный потенциал. "Золотой запас" нашего города – это Академгородок с его научными институтами мирового уровня, с его всемирно известными университетом и физмашколой. Вторая составляющая для проектов развития – промышленный потенциал города. За последние двадцать лет он в значительной мере деградировал, но в отличие от ряда других российских промышленных центров, это деградация не является необратимой. Сохранился и определенный кадровый потенциал для развития высокотехнологичной промышленности, хотя ситуация в этой сфере уже близка к "точке невозврата". Чтобы не перейти эту точку, начать возрождение современной промышленности, необходимо найти формы взаимодействия промышленных предприятий города с институтами Академгородка. Прецеденты есть, например, сотрудничество ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" с рядом институтов СО РАН и СО РАМН или сотрудничество ОАО "Катод" с Институтом физики полупроводников СО РАН.
Модель такого сотрудничества уже хорошо отработана в сфере производств и технологий оборонного и двойного назначения, теперь надо этот опыт переносить в сферу гражданской промышленности. Но это трудно, а иногда и невозможно сделать без поддержки и содействия городских и областных властей. О необходимости развития инноваций и развития высокотехнологичных производств во властных коридорах говорится много, вот только дела за этим не следуют.
Перспектива у Новосибирска появится только в том случае, если в городе придут к власти люди, которые смотрят по современному на перспективу, сделают ставку на науку и передовое промышленное производство, смогут использовать пока еще сохранившийся научный и промышленный потенциал нашего города и начнут внедрять современные научные достижения в производство. Эта простая идея может стать основой программы развития Новосибирска в XXI веке.
Александр Люлько, член Президиума Политсовета, председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Новосибирской области, депутат новосибирского городского совета,("Континент Сибирь")