Председатель дагестанского регионального отделения партии "РОДИНА" Магомедрасул Омаров дал интервью газете "Черновик".
Предлагаем вашему вниманию полный текст беседы:
– Эта неделя началась с сообщения о том, что в отношении вас могут быть совершены некие провокационные действия с целью повлиять на вас как на участника выборов в Госдуму. В качестве действий называется обвинение в каком-либо преступлении… Как вы это прокомментируете? Кому может быть такое выгодно?
– Информация, что против представителей "РОДИНЫ", ее дагестанского руководства готовятся различные провокации, поступает от наших сторонников на местах. От кого лично исходит инициатива препятствовать политической деятельности партии, нам не понятно. Но я моментально среагировал на подобные разговоры и напрямую обратился к главе РД и в соответствующие правоохранительные органы. Все это может оказаться слухами, поживем – увидим, но быть начеку в таких случаях необходимо. Мало ли кого может раздражать наша активность? Мы в рамках закона прошли в 2015 году через выборы и в этом году проведем избирательную кампанию честно и открыто.
– Вопрос о давлении на вас связан с применением административного ресурса во время выборов как в Госдуму, так и в Народное собрание? Будет ли "РОДИНА" противостоять возможному давлению со стороны партии власти и чиновников? Будут ли привлекаться наблюдатели, СМИ?
– Выборная процедура сейчас изменилась, она уже не такая, как раньше. Вспомните ситуацию в посёлке Барвиха Московской области, где ЦИК 20 апреля обязал территориальную комиссию отменить выборы после выявленных нарушений во время досрочного голосования. Новый председатель ЦИК Элла Памфилова на одном из семинаров с журналистами, прошедшем в мае, заявила, что максимальная задача на предстоящих выборах – обеспечить безукоснительное выполнение норм законодательства на выборах. Из федерального центра дано чёткое указание: никакого административного ресурса на выборах не должно быть. За чистотой выборов, как говорит Памфилова, будут следить сотрудники МВД и Следственного комитета России.
Руководитель партии "РОДИНА" Алексей Журавлёв в Махачкале встречался с главой РД Рамазаном Абдулатиповым, где также говорил о необходимости, учитывая требование президента РФ, провести в Дагестане прозрачные, легитимные и конкурентные выборы. Мы, кроме активного привлечения своих наблюдателей, пригласим независимых наблюдателей. Конечно же, к процессу контроля выборов партия "РОДИНА" приглашает и журналистов.
– В Махачкале проходил так называемый депутатский форум. На нём глава РД выступил с заявлением, что партия "РОДИНА" никому не известна и совершенно случайным образом, судя по его словам, показала второй в республике по количеству мандатов результат. Что вы думаете об этом?
– Мне сегодня не стыдно поехать в любой район республики, потому что практически в каждом из них я и члены моей команды бывали по нескольку раз. За "РОДИНУ" говорят не слова, а реальные дела, результат которых показали прошедшие в сентябре прошлого года выборы. Люди уже не доверяют партиям, раздающим пустые обещания. Если избиратели проголосовали за такую молодую партию как "РОДИНА", то это значит, что мы завоевали уважение и народ нас поддерживает.
– Бытует версия, что власти республики уже определили кандидатов, которые должны пройти в Госдуму по одномандатным округам, и у остальных нет шансов. Возьмем, к примеру, праймериз "Единой России". Не являлось ли это всё неким спектаклем, учитывая, что списки победителей праймериз появились в соцсетях задолго до их проведения?
– Мне немного сложно это комментировать, потому что праймериз – это внутрипартийное голосование "Единой России". В то же время я знаю участников праймериз – кандидатов от "Единой России", которые за несколько дней до праймериз не знали процедуры их проведения. Действительно, списки победителей праймериз появились в Интернете за несколько дней до самой процедуры голосования. И вся информация, данная в списках, подтвердилась после. О чем это говорит?
А насчет шансов у других кандидатов… Если даже взять национальный фактор, тяжело представить, что в округе, где превалирует одна национальность, есть много шансов у представителя другой национальности.
– Не секрет, что отдельные политические силы проходят в парламент благодаря договорённостям с партией власти или конкурентами. Как вы поступите, если вам предложат "договориться" – пообещают партии определённое представительство в Народном собрании в обмен на уступку голосов в некоторых муниципалитетах?
– Могу сказать, что подобные договорённости, как показывает практика дагестанских выборов, не имеют смысла. Зачем договариваться с кем-то, чтобы пройти в Народное собрание, а потом просто там сидеть и молчать? Меня это не устраивает!.. Да и как заранее делить народные голоса? Это нереально. У партии "РОДИНА" есть конкретная программа, с которой мы идем на выборы и которую, по нашим оценкам, поддержит внушительная часть избирателей. Скажу главное: "РОДИНА" не оппозиционная, а альтернативная партия. Мы намерены не только озвучивать проблемы народа, но и решать их.
– Ходят разговоры, что некоторые кандидаты покупают себе депутатские места. Что Вы вообще думаете о подкупе во время выборов?
– Я не понимаю, как можно давать и брать деньги за включение в списки кандидатов? Кто же в таком случае будет работать в качестве народного избранника во благо народа? Человек станет депутатом и просто скажет, что купил всех и не обязан ничего делать.
– Партийные фракции в нынешнем Народном собрании в большинстве своём никак не зарекомендовали себя на ниве законотворчества. Если "РОДИНА" получит места в парламенте, какие первоочередные инициативы партия намерена инициировать?
– Не "если получит", а обязательно получит! Когда "РОДИНА" сформирует свою фракцию в Народном собрании, то в первую очередь поднимет проблему земельного налога. От этого налога напрямую зависит благосостояние народа: фермеров, земледельцев, среднего класса, малых предпринимателей. В Дагестане нынешним составом Народного собрания земельный налог повышен многократно. Есть зоны, где налог увеличился в восемь раз! Это что, люди стали жить в восемь раз лучше?! Его если и надо было поднимать, то постепенно. Что теперь происходит? Бизнес в республике постепенно или закрывается, или уходит в тень. Теряются рабочие места, уменьшается налогооблагаемая база… Согласно рейтингу благосостояния семей России, наша республика на предпоследнем месте! У семьи, в которой двое детей, после всех необходимых расходов остаётся чуть больше двух тысяч рублей в месяц. Это никуда не годится.
Тот же самый корректирующий коэффициент базовой доходности К2, который повысил вменённый налог по отдельным видам деятельности на 78–100%. К примеру, если мелкий предприниматель до декабря 2014 года платил за 10 кв. метров где-то 18–19 тыс. рублей, то уже через год он платил больше 25 тысяч! Это надо остановить. Так же среди первоочередных задач – решить вопрос с непрерывным ростом тарифов на коммунальные услуги.
– У "РОДИНЫ" есть план по выводу республики из экономического кризиса? Что мешает привлечению инвестиций в регион: несовершенство законодательства или отсутствие грамотной работы с инвесторами?
– На федеральном уровне руководство "РОДИНЫ" озвучило ряд перспективных направлений. Лидер партии Алексей Журавлёв заявил, что в России нужно принять закон о минимальных социальных стандартах, гарантирующих каждому гражданину определённую сумму из бюджета РФ на образование, здравоохранение и другие социальные нужды. На уровне республики нужно поднимать малый и средний бизнес. Предприниматели жалуются, что их часто проверяют различные органы, бизнес попросту "кошмарят". Людям надо дать свободу, чтобы встали на ноги, переходили в большой бизнес. Сейчас малый и средний бизнес еле выживает.
Что касается инвестиций… В 2012 году инвестор, которого я пригласил в Дагестан, построил завод железобетонных изделий. Проект стоил более полутора миллиардов рублей. Была договоренность с правительством республики, что подведут электричество, воду, газ, будут отремонтированы подъездные пути. Но... воз и ныне там. Третий год в бюджете расписывают средства на эти цели, но ничего не выделяют. С кем только я не встречался, говорил об этом, но все бесполезно!
Из-за такого отношения к инвестпроекту завод работает только на 25% от заданной мощности. Завод оборудован современным немецким оборудованием, применяет новые технологии по созданию быстровозводимых домов, созданы рабочие места для 115 человек. В год можно вводить 240 тысяч кв. м жилья. Если бы предприятие заработало на полную мощь, то квадратный метр жилья в Махачкале обходился бы примерно в 11–13 тысяч рублей. Сейчас средняя цена квадратного метра панельного дома – 18–20 тысяч. Ведь есть разница?
Какой инвестор, видя такое отношение к бизнесу, придет в республику? Необходимо создать нормальные условия для инвесторов. Готовить инвестиционные площадки, подводить коммуникации: газ, электричество, воду, дороги. Если республика не пойдёт навстречу инвесторам, то ни о каком экономическом развитии речь не может идти.
– Большинство избирателей Дагестана проживает в сельской местности, у них свои, специфические проблемы. Как партия собирается решать их проблемы, не раздавая пустых обещаний?
– Сельский житель хочет, чтобы у него стабильно были электричество, газ, вода и благоустроенные дороги… Люди вправе требовать, чтобы на местах реализовывались все программы, финансируемые из федерального и республиканского бюджетов. Наши депутаты в районных и городских собраниях будут работать с обращениями людей. Пустых обещаний никому не даём. Мы говорим: если народ нас поддержит и проголосует, постараемся заняться решением проблем.
– Какими качествами должен обладать партийный лидер, чтобы привлечь избирателей? Что, на ваш взгляд, важнее: программа партии или личные и деловые качества её руководителя?
– Естественно, в Дагестане любят, когда держат слово и не меняют своего мнения. Люди голосуют не только за партию, но и за личность. Я твёрдо могу обещать: лозунги партии и мои личные обещания никогда не разойдутся с реальными делами.