Украина после Майдана нисколько не приблизилась к Евросоюзу, напротив, гражданская война, смерти, беженцы, потеря контроля над границами еще больше отдаляют республику от ЕС. Об этом в интервью "ПолитНавигатору" заявил лидер партии "Йоббик" ("За лучшую Венгрию"), депутат местного парламента Габор Вона. Его политсила, представляющая венгерских националистов, имеет третью по величине фракцию, в последнее время набирая популярность.
"ПолитНавигатор": Действительно ли "Йоббик" выступает за возвращение Закарпатской области Украины в состав Венгрии? Каким вы видите статус этого региона? Возможно, автономия в составе Украины? Как соблюдаются права этнических венгров в Закарпатье? Что бы вы хотели изменить и каким образом?
Габор Вона: Наше движение "За лучшую Венгрию" уже с момента его образования подчеркивало важность права на автономию Закарпатья, так как на этой территории живут 200 000 венгров. Мирное соглашение, подписанное в Трианоне и завершающее Первую мировую войну, несправедливо оторвало этих людей от своей исторической родины.
Венгры и русины на западе Украины так же имеют право на автономию, как другие народы мира. В 1991 прошел референдум в регионе по этому вопросу, и подавляющее большинство проголосовало за автономию.
Европейский Союз просто обязан поддерживать любое проявление воли всех народов Европы, не используя двойные стандарты (считать легитимной волю только тех народов, что в данный момент выгодно для него).
К сожалению, в настоящее время руководители Украины открыто демонстрируют свою политику против любого проявления самостоятельности. Такая политика пока не оставляет никаких иллюзий для реализации автономии Закарпатья, ведь вспомним, что последовало на Донбассе в прошлом году, когда русскоговорящие граждане Украины пожелали получить право говорить на своем родном языке.
"ПолитНавигатор": Как в Венгрии воспринимают недавно принятый Верховной Радой закон о героизации ОУН-УПА?
Габор Вона: Наша партия немедленно выразила протест, ведь прославляют такую организацию, имя которой связано деяниями против человечества. С 1943 по 1947 УПА в Волыни и в Галиции провела кровавый геноцид, жертвами которого стало более 100 000 поляков. УПА не скрывала цель этнических чисток: создать украинское государство без венгров, поляков, русинов, русских и румын.
"ПолитНавигатор": На Украине уже несколько лет продолжается война памятников, украинские националисты, в том числе, уничтожают венгерские памятники на Закарпатье. Есть ли подобная практика в Европе?
Габор Вона: За всю свою историю Венгрия всегда смогла сохранить свой колорит и оставалась многонациональным государством, и таковым есть и сейчас, несмотря на то, что ее территория сильно урезана по сравнению со своими историческими землями.
Венгры действительно очень толерантный народ, в хорошем смысле этого слова, гостеприимный, считает для себя очень важным уважать традиции других народов.
Закарпатье обладает множеством исторических венгерских памятников, так как венгры через него, через перевал "Верецке" прошли на долину Карпат, на территорию Венгрии.
Сегодня там положение нельзя называть идеальным. Украинские националисты не только угрожают нам, членам моей партии, но уничтожают таблички городов и улиц только потому, что они помимо украинского еще написаны на венгерском языке, а также демонтируют и ломают наши исторические памятники и скульптуры, и все это остается без какой-либо реакции со стороны правоохранительных органов Украины.
"ПолитНавигатор": Приблизилась ли Украина после Евромайдана к вступлению в ЕС? Когда может произойти вступление Украины в ЕС, отмена визового режима?
Габор Вона: В идеальной ситуации государство, которое военной силой убивает свое население и принимает в своем национальном парламенте законы явно шовинистического характера, ни в коем случае не сможет приблизиться к Европейскому Союзу.
В 2013 году обещали Украине безвизовый режим передвижения по ЕС, а также высокий уровень жизни. Вместо пряника украинцы получили кнут. Всем стало понятно, под чью диктовку были объявлены обещания, во что превратились спустя год эти розовые облака? Смерть, беженцы, траур, экономический кризис, братоубийственная война, разрыв Родины.
Любой процесс присоединения состоит из нескольких фаз адаптации, при которых нужно соответствовать очень строгим критериям. Сегодня Украина так далека от этих критериев, что в процессе адаптации, оглянувшись, Европейского Союза просто может уже не быть.
"ПолитНавигатор": Что принесло Венгрии нахождение в Евросоюзе?
Габор Вона: Первое, что возникло у венгерских людей, это чувство разочарования. Когда население страны голосовало за интеграцию, естественно, люди думали, что венгерская экономика, промышленность и уровень жизни будут как в большинстве развитых западных стран.
Также важным аспектом интеграции была надежда многих патриотов на то, что вместе с границами исчезнут последствия Трианонского договора, хотя бы в тех границах, где наши соседи также стали членами ЕС.
Излишнее напоминать, что все это осталось только иллюзией. Если посмотрим сегодняшнее положение нашей родины, уничтожена промышленность, разбито когда-то богатое и всемирно известное сельское хозяйство и животноводство, закупаем сомнительного качества овощи, фрукты, продукты пищевой промышленности.
Условия венгерского рабочего сегодня характеризуются рабским трудом и соответствующей зарплатой. Достаточно сказать, что, кто сможет, бежит из страны.
За последние годы 600 000 человек — прежде всего молодежь- уехали из Венгрии, парадоксально, но в те страны, которые виноваты в кризисе Венгрии. Венгры сегодня оставляют земли отцов, могилы предков и уезжают в другие страны.
"ПолитНавигатор": Насколько велика проблема нелегальных мигрантов в Европе, вытеснение ими коренного населения?
Габор Вона: Мы с вами затронули самую значительную и опасную проблему ЕС. Нелегальная миграция обладает широким спектром последствий: влияние на социальную сферу, на политическую, культурную и экономическую жизнь, а также увеличивает угрозу терроризма, дестабилизирует национальные государства. Венгрия сегодня занимает второе место в Европе по числу нелегальных иммигрантов на 1000 жителей страны. Помощь нам неоткуда ждать, а органы и администрация правопорядка ЕС постоянно мешают нам в решении этих проблем.
"ПолитНавигатор": Как "Йоббик" оценивает войну на Донбассе? Каким видится путь для её завершения? Поможет ли федерализация? Кто не дает установить мир?
Габор Вона: Мы наблюдаем за событиями с самого начала и подвергали их тщательному анализу. Возмутительно и поразительно, что правительство, легитимность которого вызывает сомнения, при поддержке "демократического Запада" посылает армию против своего народа. Киев натравливает экстремистов на граждан Украины. Экстремисты не стесняются в методах и зверствах, угрожают мирным жителям национального меньшинства.
Я убеждён, что война не решает эти конфликты, ведь с уничтожением "несогласных" с политикой правительства проблема приобретает большие масштабы. Только мирный диалог может обеспечивать желанные результаты, только так можно учесть права всех сторон.
Федерализация может решать многие вопросы, но не исключено, что в данном случае такая возможность уже не является решением конфликта.
"ПолитНавигатор": Как санкции против России сказываются на экономике европейских стран, Венгрии?
Габор Вона: Европа выступила против своих интересов, когда под давлением США принимала решение о введении коммерческих и экономических санкций против России, отказываясь от своего суверенитета, энергообеспечения и независимости. Отмена санкций против России должно быть общим интересом европейских государств, в том числе нашей родины. Для всех должно быть понятно, что ни Россия, ни Европа в никакой области жизни не заинтересованы в ухудшении отношений
"ПолитНавигатор": Как "Йоббик" относится к идее создания войск ЕС вместо НАТО? Насколько эффективен альянс как оборонная структура? Принесла ли она благо Венгрии?
Габор Вона: Венгрия уже много лет член НАТО, но я не думаю, что венгры от этого спокойнее спят. По мнению нашей партии, вопрос о членство в НАТО не должен быть табу, и возможно, что венгерское общество заново поставит вопрос об этом, обсуждая и всенародным голосованием выражая свою волью.
Аргументы имеются "за" и "против", но уверенное в себе независимое государство не должно убегать от решения этого вопроса. Для меня печально, что НАТО сегодня не является международным союзом независимых государств, а просто объединением вассалов США.
"ПолитНавигатор": Возможно ли признание Крыма как части России на Западе в ближайшие годы и прекращение санкций?
Габор Вона: В настоящее время, когда запад постоянно применяет принцип двойного стандарта, ни отделение Крыма от Украины, ни существование Донецкой и Луганской Народных Республик, ни автономия Трансильвании или Закарпатья не входят в планы ЕС. Входит, однако, Косово, как самостоятельное государство, или широкая автономия Южного Тироля. Как при этом соблюдается международное право, которое гласит право всех народов на самоопределения, непонятно и непрозрачно.
Видимо, тут не следует искать логику. Однако, в случае с Крымом все больше проявляется мнение влиятельных западных политиков, призывающих признать решение жителей полуострова, хотя сами эти политики публично пока опасаются отстаивать такую точку зрения.
Таким примером является Джимми Картер, бывший президент США. Обнадеживает, что больше и больше политиков ЕС публично заявляют, что политика санкций против России не дает никакого результата. Такую точку зрения отстаивают некоторые политики Австрии и Италии.
Мы, "За лучшую Венгрию", с самого начало введения санкций подчеркивали, что они не приведут к желаемому результату западных политиков. Такую позицию мы имели тогда, имеем сейчас и будем всегда отстаивать в будущем, на всех форумах международной политики.
"ПолитНавигатор": Какие партии России и Украины видятся потенциальными союзниками?
Габор Вона: Конечно, для нас не менее важно искать союзников в политических партиях и движениях, однако самое главное со всеми государствами и народами построить хорошие отношения, ина базе этих отношений найти те точки соприкосновения, которые дают нам максимальную возможность получить взаимные выгоды в экономике, в торговле, в области культуры.
Мы имеем великолепные дружеские контакты представителями главных политических течений в России и также, например, обладаем успешными контактами в Турции. Наша цель — беречь уже существующие дружеские отношения и строить новые, перспективные контакты, таким образом, облегчить для себя задачи внешней политики, ведь в скором времени мы собираемся взять в свои руки руль нашей родины.
Мы открыты для всех, кто готов уважать наши национальные интересы, и взамен мы обещаем уважать и учесть желания наших партнеров. Я лично был бы счастлив, если мы смогли построить дружественные отношения с мирной и с консолидированной Украиной. Однако на днях украинские экстремисты обещали ликвидировать членов моей партии, поэтому я сомневаюсь, что моя мечта скоро может осуществиться, ведь эта угроза осталась без всякой реакции со стороны официальной украинской власти. Сегодня военная риторика сильнее, чем желание мирного диалога.
Если придёт момент, мы готовы обсудить любой вопрос, лишь бы он помог нам найти мир и спокойное сосуществование.