Больше года Рабочая группа партии "РОДИНА" по Донбассу находится в этой горячей точке. За это время объездила много городов и районов ДНР и ЛНР. Не так давно побывала в Горловке, а 25 августа вернулась сюда снова в связи с жесточайшим обстрелом города карателями ВСУ, который произошел накануне. Руководитель Рабочей группы, член Президиума и руководитель Исполкома партии "РОДИНА" Евгений Ивлев говорит о том, что происходит там на самом деле:
- Наблюдая то, что сейчас делают с Горловкой, я вспоминаю недавнюю поездку туда. Наша Рабочая группа отправилась в этот город-страдалец наутро после очередного жестокого обстрела. Мы ехали, собственно, за правдой, потому что на тот момент та правда, которую выдавали мониторинговые комиссии, всевозможные правозащитники и эксперты-международники была слишком неубедительной. Необходимо было увидеть своими глазами на то, о чем слышишь постоянно с экранов телевизоров. Не только посмотреть, но и показать.
Я собранную информацию для наглядности разобью на несколько частей. И первая часть - это своеобразный пролог. То, что мы увидели, въезжая в город.
"Укропы, добро пожаловать в ад!"
Первое - это блокпосты. Их много, в отличии от тех, что находятся ближе к тылу, проверка там идёт очень серьёзная и, чем ближе к обстреливаемой зоне, тем тщательнее.
- Пусть она уберёт мобильный телефон, - указывая на фотографа, вежливо, но жёстко рекомендует ополченец на одном из блокпостов. – Вы же видите, что нельзя здесь им пользоваться. Я вас предупредил, а другие могут и забрать.
На самом въезде встречает, к счастью, не нам адресованный огромный баннер, подобный тем, что были в свое время в Чечне: "Укропы! Добро пожаловать в ад". Неподалеку - ржавеющие останки военной техники, руины то ли выставочного центра, то ли автосалона. "Укропов" среди нас не было, поэтому мы продолжили свой путь.
Движемся в город, по дороге, несмотря на разгар дня, народу очень мало, зато много зданий, защищенных баррикадами из мешков с песком - непременная атрибутика городов Донбасса. Изредка попадаются спешащие прохожие, автомобилей тоже очень мало. Подъезжаем к зданию мэрии. Здесь более оживленно, припарковано несколько автомобилей, в холле на первом этаже - большая группа посетителей. В основном это мамы с разного возраста детьми, специально для которых здесь оборудован игровой уголок.
- Стоим… Ночью в подвалах сидим, а утром сюда идем. Зачем? Кто за чем: кто за гуманитаркой, кто бытовые вопросы решает, кто просто за надеждой - а что же дальше? - спрашивает Елена, жительница микрорайона Зайцево, что на передовой.
"В Горловке не спят"
Поднимаемся к мэру. Роман Храменков, мэр Горловки - это молодой мужчина с утомленными глазами невыспавшегося человека. Спать особо некогда, город крошат в труху каждую ночь, целятся, в основном, по коммуникациям. На тот момент в городе кипели работы по восстановлению энергоснабжения, потому что трансформаторы перебиты были почти все, в перерывах между обстрелами удалось хоть как-то вернуть свет в дома.
- Мы всё закольцевали, вроде работает. Напряжения хватает, а вот частот нет. И водовод восстанавливаем. ОБСЕ приезжает, когда работы идут, тогда хоть не стреляют в их присутствии. Потом в обед они уезжают и опять та же песня.
К слову, на следующий день ВСУ снова обстреляла едва отремонтированный водовод. Но коммунальные службы в городе, по словам его властей, работают круглосуточно, совершая фактически сизифов труд, не сдаваясь.
Спрашиваю: "А вам международные организации-то помогают?"
- Ну вот ОБСЕ помогает, контролирует ремонт водовода, а в самые обстреливаемые микрорайоны-то они не доезжают.
Через несколько дней, к слову, замруководителя мониторинговой миссии Александр Хуг таки приехал в Горловку, но недалеко и ненадолго. А на вечерней пресс-конференции сказал, что очень мешают мониторить сами граждане ДНР, ведут себя агрессивно. С другой стороны границы такого не наблюдается. Потом приехал ещё через несколько дней, уже подольше побыл, посетил школы, пообщался с жителями, с властью и уехал.
Жаль, что не доехал на Гольму, так называют поселок Гольмовский, один из микрорайонов Горловки, который утюжат беспощадно. Там есть, что посмотреть
"Вы им скажите, что стрелять уже некуда!"
На Гольму едем с проводником-ополченцем, который предварительно перед этим проверил автомат и уложил в сумку дополнительные коробки с боекомплектами.
- Снайпера любят работать. Да и ДРГ шастают, всякое бывает, - вздыхает наш проводник и усаживается на переднее сиденье автомобиля.
Мчимся на привычной уже бешеной скорости, которая измеряется в своём эквиваленте, "чтобы снайпер не поймал". На въезде в поселок нас встречают два бодрых деда, которые что-то оживленно обсуждают. Мы приостанавливаемся узнать, цела ли дальше дорога. Они охотно вступают в диалог, который постепенно начинает перетекать в митинг.
- Да вы скажите этому Порошенко, что стрелять хватит! Скажите им, что стрелять уже некуда! Пусть в голову себе стреляют, если неймётся, - разгорячились жители Гольмы.
Под эти напутствия отправляемся дальше. По дороге останавливаемся возле бывшего завода, в стенах которого явно видны следы от танковых ударов. Рядом - изрешеченный пулями сельский магазинчик, под ногами - воронки от снарядов.
В самой Гольме на улицах почти никого нет, в изувеченном артобстрелами здании поссовета нас встречает заместитель поселкового головы Светлана Ярошевич.
- Пойдемте покажу их художества, - говорит она сразу, - успеем до 16 часов.
- А что будем после 16? - спрашиваем
- Так они ж начнут сначала из стрелкового, потом из чего потяжелее лупить. А пока можно людей застать, пообщаться.
Идём по улице с редкими прохожими, осматриваем дом, где прямым попаданием начисто вынесло квартиру.
- Здесь две женщины жили, чудом выжили, только в больницу попали.
Продолжаем обход и видим дом, верхний этаж которого тоже начисто вынесен снарядом. Рядом дома с окнами, затянутыми пленкой с символикой Международной организацией, призванной помогать людям в беде.
- Это помощь в беде, спрашиваю?
- Это? А, это да, чехи привезли специальную пленку, ну хоть так. Вообще, конечно, сюда никто не доезжает, никто не считает, кто, сколько и откуда стреляет. Только наши считают.
Заходим во двор с верёвками, сплошь увешанными одеялами и подушками. Это сушится и проветривается от сырости то, чем застилают доски в подвалах гольмовские семьи, когда ночуют там, прячась от обстрелов. Днём сушат - после обеда назад несут, потому что знают - пригодится.
- Вот здесь мы и сидим, у нас ребенок двухлетний, вот и горшок для него. Здесь у нас вода, свечи, все оборудовано, - рассказывает Наталья Ивановна.
Светлана Ярошевич говорит, что сейчас из 7 тысяч жителей поселка осталось около четырех. Кто-то уехал, а кто-то...
- Сюда не доезжают, потому что боятся,- говорит она. - Здесь же пройдешь вон огороды и уже Артемовск.
Через несколько дней после нашего визита на Гольму Минобороны ДНР сообщило, что украинская сторона начала расчистку минных полей в районе Гольмы, возможно, для дальнейшего наступления.
"Это запугивание людей и разрушение инфраструктуры"
Покидая Горловку, мы заехали к грозе украинских генералов, командиру реактивного дивизиона ополченцев, легендарной женщине с позывным Корса.
- Фактически украинская армия работает по жилому сектору, по позициям они изредка попадают, когда в конце концов учатся считать. Артиллерия по мирному населению каждую ночь стреляет, Библейский принцип "ударили по левой щеке, подставь правую" здесь не проходит, надо отвечать. Это запугивание людей и разрушение инфраструктуры, это геноцид, - категорично заявляет хрупкая женщина, командующая "Градами".
И рассказывает, как в последнее воскресенье в 12 часов дня начался обстрел пляжа, где люди отдыхают с детьми.
- К счастью, жертв нет, но много контуженных. Ну что это? С кем они воюют?
Вот об этом сегодня подумали и мы, побывав после утреннего обстрела в Горловке. За те полторы недели, которые прошли с нашего последнего визита сюда, здесь побывали и ОБСЕ и СЦКК и каждый день Горловка упоминалась во всех сводках и новостях. А сегодня очередные жертвы, очередные раненые, семьи, оставшиеся без крыши над головой. С кем воюет ВСУ? А, главное, какого такого врага видит в своём бывшем народе? Когда международные наблюдатели будут выдавать правду в полном объеме? На эти вопросы пока ответов не может дать никто.